FreeCurrencyRates.com

Где искать ответственного за поврежденный груз?

Где искать ответственного за поврежденный груз?От повреждения груза в пути не застрахован никто. Но каждый участник перевозки должен сделать все возможное, чтобы предупредить форс-мажор. Если груз все-таки пострадал, придется искать виновных.

Компания-грузоотправитель: тот, кто отправляет

Такие случаи редки, так как грузоотправители надежно фиксируют груз в кузове авто специальными креплениями и ремнями. Но если подвели крепежи, или в пути ремни отстегнулись из-за резкого маневра на дороге, то поврежденный груз – на совести отправителя.

Ответственность в такой ситуации определяется Уставом автомобильного транспорта (п. 2 ст. 10). В обязанности отправителя груза входит обеспечение безопасности доставки товара, его сохранности на протяжении пути. Если в договоре перевозки прописано, что за погрузку отвечает третье лицо (компания), то вина с грузоотправителя снимается.

Компания-перевозчик: тот, кто транспортирует

Ситуацию с перевозчиком проясняют п. 1-2 ст. 796 ГК РФ. Как только компания-перевозчик получила груз для отправки, она несет за него ответственность вплоть до передачи получателю.

Если груз оказался поврежден по независящим от него причинам, то ответственность с перевозчика снимается. В обратном случае, транспортной компании придется возмещать ущерб. Испорченный товар передается получателю: он не может перейти в собственность перевозчика, так как не подписан договор «купли-продажи».  

Водитель грузовика: тот, кто доставляет

Если во время движения автомобиль попал в ДТП и пострадал груз, то водитель несет ответственность только за транспортное средство. Но и здесь есть подводные камни.

В случае, если водитель одновременно выполняет функции экспедитора, ему придется отвечать и за автомобиль, и за груз. Обычно в договоре с транспортной компанией должны прописываться обязанности водителя, поэтому их стоит уточнить заранее.

Повреждение груза: пошаговая инструкция

Шаг 1. Обнаружение повреждения. Во время перевозки грузов водитель может обнаружить, что товар выпал, разбился, помялся. Важно сразу его осмотреть и определить степень повреждения. Стоит сделать фото, на основании которых впоследствии будет составлен акт.

Шаг 2. Вызов эксперта. Если самостоятельно сложно оценить ущерб, можно вызвать эксперта. Обычно услуги такого специалиста предоставляет торгово-промышленная палата региона.

Шаг 3. Подготовка пакета документов. Во время составления акта должны присутствовать водитель и грузополучатель. Бумаги заполняются в день получения груза или на следующий день, но не позднее.

• Акт обязательно должен включать в себя данные о лицах, месте, дате подписания акта, а также указание размера ущерба. Необходимо описать характер повреждений. Транспортная компания может не подписать акт по разным причинам. В такой ситуации получатель составляет акт в одностороннем порядке. Он должен отправить владельцу компании-перевозчика письменное уведомление.

• Претензия составляется получателем с указанием даты, места, типа повреждений. Копии сопроводительной документации прикладываются к бланку претензии. Компания-перевозчик получает месяц на рассмотрение дела.,

Шаг 4. Судебные разбирательства. Если по истечение месяца получатель груза не удовлетворился ответом транспортной компании, он имеет право обратиться в арбитражный суд.